Пути повышения эффективного расходования бюджетных средств, оказания муниципальных услуг и оптимизации расходов бюджета
Пути повышения эффективного расходования бюджетных средств, оказания муниципальных услуг и оптимизации расходов бюджета
С принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменился правовой статус государственных (муниципальных) учреждений.
Федеральный закон № 83-ФЗ стал основополагающим документом для рассмотрения правового статуса учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.
В соответствии с Федеральным законом № 83 изменились подходы к финансовому обеспечению деятельности учреждений. Смысл преобразования учреждений, заключается в том, что учреждения не могут просто так содержаться за счет бюджетных средств, они должны оказывать качественную государственную (муниципальную) услугу и соблюдать принцип эффективности использования бюджетных средств.
Финансовое обеспечение оказания учреждениями государственных (муниципальных) услуг осуществляется путем предоставления субсидии автономным и бюджетным учреждениям на выполнения задания из соответствующего бюджета, а для казенных учреждений путем доведения бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной сметой. Размер субсидии рассчитывается на основании затрат на выполнение работ и нормативных затрат на оказание бюджетными и автономными учреждениями услуг, определяемых в том числе с учетом затрат на оплату труда работников.
По состоянию на 01.01.2015 на территории муниципального образования зарегистрировано 55 бюджетополучателей из них:
-администрация муниципального района, городского и 5 сельских поселений;
-казенных 45 учреждений;
- бюджетных 2 учреждения;
- автономных 1 учреждение.
С целью повышения эффективности расходования бюджетных средств и оказания государственных (муниципальных услуг) на Федеральном уровне был разработан и принят ряд нормативных актов и ведомственных актов, обеспечивающих комплексное регулирование вопросов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений. ( Федеральные законы: от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»; от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
В соответствии со статьями 157, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» с целью осуществления надлежащего финансового контроля за использованием средств бюджета муниципального района, муниципальной собственности в муниципальном районе создана контрольно-счетная палата, которая свою деятельность осуществляет с 01.10.2012.
В соответствии со статьей 2 Положения о контрольно-счетной палате муниципального района «Город Людиново и Людиновский район», утвержденного решением ЛРС от 25.04.2012 № 181 контрольно-счетная палата:
- обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно;
- является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Вся контрольная работа, возложенная на вновь созданный контрольный орган, на уровне муниципального образования осуществляется в рамках законодательных и
нормативных актов.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и решением ЛРС от 25.04.2012 № 181 контрольно-счетной палатой осуществляются следующие полномочия:
- контроль за исполнением бюджета муниципального района «Город Людиново и Людиновский район»;
- экспертиза проектов бюджета муниципального района;
- внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального района;
- организация и осуществления контроля за законностью, результативностью (эффективностью и законностью) использования средств бюджета муниципального района, а также средств, получаемых местным бюджетом их иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- осуществление контроля, за размещением заказов по поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
- контроль, за ходом и итогами реализации программ и планов развития муниципального района;
- и иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля.
Полномочия по осуществлению внешнего финансового контроля в городском и сельских поселениях осуществляются в соответствии с решениями Городской Думы и сельских.
Основной целью контрольных мероприятий является: предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.
Администрацией муниципального района в целях повышения эффективности управления общественными финансами муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» утверждена Программа (постановление от 02.10.2014 № 1534).
Цель Программы заключается в повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств и обеспечении приоритетов социально-экономического развития муниципального района.
Переход к формированию бюджета муниципального района на основе муниципальных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджета муниципального района, в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного распределения имеющихся средств.
Муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязывается бюджетное планирование. Одним из основных инструментов в деятельности внешнего финансового контроля в условиях перехода к программному бюджету является аудит эффективности (контроль за результатами исполнения муниципальных программ), который предполагает также анализ достижения запланированных результатов и разработки рекомендаций по устранению причин, которые препятствуют их достижению.
Однако материалы проверок по исполнению муниципальных программ свидетельствуют об отсутствии контроля за их исполнением и неэффективным расходованием средств бюджета муниципального района. В программы не вносятся соответствующие изменения (объемы финансирования предусмотренные в программах не соответствуют лимитам бюджетных обязательств). В отдельных программах не предусмотрены объемные показатели, характеризующие результаты реализации программных мероприятий, базовые значения индикаторов. Не производится оценка исполнения муниципальных программ и муниципальных заданий.
Получатели бюджетных средств обязаны: обеспечить результативность и целевой характер в использовании средств; исполнять обязательства, в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Отсутствие внутреннего и финансового контроля на протяжении ряда лет негативно сказалось на нарушениях, в ведении бюджетного учета, отчетности и использовании бюджетных средств.
Типичными нарушениями в учреждениях являются нарушения в учете имущества (имущество не в полном объеме учитывается или вообще не учитывается в учете, право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано в регистрационном центре).
В ряде учреждений при расходовании средств на оплату труда руководителями учреждений устанавливаются незаконные доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты применяются без учета результатов в труде.
Для эффективного использования бюджетных средств внешнего финансового контроля недостаточно, если бюджетополучателями не будет осуществляться внутренний финансовый контроль, в рамках: Бюджетного кодекса Российской Федерации; Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Учитывая материалы проверок контрольно-счетной палаты и экономическую обстановку в стране в целях укрепления бюджетной дисциплины, целевого, эффективного расходования бюджетных средств и оптимизации расходов бюджета главным распорядителям и получателем бюджетных средств необходимо:
- пересмотреть лимиты бюджетных обязательств, исключив неэффективные расходы;
- при исполнении бюджета участникам бюджетного процесса в рамках установленных полномочий исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата (результативности);
- повысить ответственность за расходованием бюджетных средств, исполнением Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), муниципальных программ и муниципальных заданий;
- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 216.11.2012 № 2190-р и решениями ЛРС привести в соответствие штатную численность, систему оплаты труда, в частности: отменить неэффективные стимулирующие выплаты, устанавливаемые без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников; предусмотреть показатели, критерии, условия и размеры стимулирующих выплат;
- осуществить оптимизацию бюджетной сети за счет ликвидации или реорганизации муниципальных учреждений;
-оптимизировать штатную численность, расходы на содержание учреждений, органов местного самоуправления муниципального района;
- повысить эффективность муниципальных закупок;
-оптимизировать лимиты потребления топливно- энергетических ресурсов, обеспечение энергоэффективности в бюджетной сфере;
- организовать внутренний финансовый контроль.
Руководители учреждений при исполнении своих должных обязанностей должны помнить, что за бюджетные нарушения в расходовании бюджетных средств существуют бюджетные меры принуждения и уголовная ответственность.
Фотогалерея все фото
Опрос другие опросы
Как Вы оцениваете качество предоставления государственных (муниципальных) услуг?
Вопрос-ответ:
Вы можете узнать об этом, обратившись в отдел образования администрации муниципального района.
Новости
Внимание! Объявлены публичные слушания!
30 января 2017 года
21 ноября 2016 года
Документы
Карта района
Нажмите на название муниципального образования, чтобы перейти на его страницу