История города
Первое упоминание о Людинове относится к 1626 году. В писцовой книге за тот год говорится: «За князем Юрьевым княж Ондреевым сыном Звенигородским, что за ним из дворцовых сёл деревня Людиново на реке Псурке…» Это была небольшая деревушка, затерявшаяся среди непроходимых брянских лесов.
В начале ХVIII века Людиновская земля привлекала к себе внимание первых русских промышленников своими природными ресурсами, лесами, полезными ископаемыми, наличием водных артерий, которые позволяли выходить в бассейны Днепра и Волги. Никита Никитович Демидов основал здесь металлургическое производство. В 1738 году начал работать чугунолитейный завод в Сукремле, а в 1745 году была пущена первая домна на Людиновском заводе. Оба завода полностью работали на местном сырье. Людиновские заводы внесли большой вклад в развитие отечественной промышленности.
Значительные успехи в заводском деле были достигнуты в период владения Людиновскими заводами крупным российским промышленником С.И. Мальцовым. Его усилиями в Людинове начинает развиваться машиностроение. Выпускаются паровые машины, пароходы, двигатели для морских судов, товарные паровозы, локомобили…
Пароходы, изготовленные в Людинове, ходили по Днепру и Волге. Самые известные из них пассажирский пароход «Ласточка» и товаро-пассажирский пароход «Иоанн Богослов». Капитанами на них были выходцы из Людинова. Множество небольших паровых судов ходили по Болве и озеру Ломпадь. Первая русская паровая машина, первые рельсы для железной дороги Москва-Петербург, первый товарный паровоз и многое другое изготовлены на Людиновском заводе. Славились людиновские мастера искусством печного литья, эмальпроизводства, различных изделий домашнего обихода.
Вместе с заводами рос и развивался город. Уже к концу Х1Х века в Людинове насчитывалось более 10 тысяч жителей. Один из исследователей Мальцовских заводов А.П.Субботин писал о Людинове: «Местонахождение довольно картинное – вдоль обширного пруда, протянувшегося на 18 вёрст. С южной стороны к селу примыкает лес. Среди села, около завода, на обширной, несколько возвышенной, площади высится величественная церковь. Вправо от неё идут заводские здания, и пламя доменной печи освещает всё село в вечернее и ночное время, заменяя уличное освещение и придавая всему какой-то фантастический колорит… Всего домов до тысячи, из них половина каменных, городского типа, в три-четыре и пять окон, так что Людиново по внешнему виду и обширности превосходит большинство русских уездных городов и может быть приравнено к хорошему уездному городу». Известный писатель и публицист В.И.Немирович-Данченко в очерке «Америка в России» сравнивал Людиново с крупным промышленным центром Англии Шеффилдом.
В 1885 году Людиново посетил великий русский писатель Л.Н.Толстой. В письме из Людинова он сообщал: «Я в Людинове, тут куча заводов и фабрик, и чугунолитейный. Мы только весь вечер ходили по заводу, где льют чугун и делают железо. Всё это очень поразительно, страшная работа и необходимейшая».
Людиново – родина первого рабочего поэта России Егора Ипатьевича Алипанова. Его творчество было отмечено В.Г.Белинским. «За похвальные в российской словесности упражнения» людиновский поэт был награждён серебряной медалью Академии наук.
Со второй половины Х1Х века Людиново – один из центров рабочего движения. Выступления людиновских рабочих отличались решительностью и стойкостью. Выдвигались экономические требования: установление 8-часового рабочего дня, повышение заработной платы, снижение поборов и штрафов. Выдвигались также и политические требования, направленные против самодержавия. Самыми активными участниками рабочего и революционного движение в Людинове были И.И.Фокин, Г.А. Погодичев, Н.А.Кубяк, М.Ф.Соколов, И.Г.Табачников, Ф.П.Портнов, А.Ф.Смирнова-Политаева, П.П.Захаров, Д.Н.Кондаков и многие другие.
Людиновцы не раз доказывали свою преданность Родине. Людиновские заводы производили военную продукцию в годы Отечественной войны 1812 года, во время Крымской войны, поставляли вооружение для армии в первую мировую войну и во время Великой Отечественной войны. Наши земляки Афанасий Клюев и Никита Гришин стали полными Георгиевскими кавалерами. В.Ф.Шкудов доблестно сражался в составе экипажа самолёта «Илья Муромец». Г.П.Киреев командовал Тихоокенским флотом.
Суровым испытанием для людиновцев стала Великая Отечественная война. 4 октября 1941 года город был оккупирован фашистами. По территории района проходила линия фронта. Два года шли упорные, кровопролитные бои. Тысячи наших солдат погибли на Людиновской земле. Серьёзный урон врагу наносили партизаны Людиновского отряда под командованием В.И.Золотухина, А.Ф. Суровцева и А.В.Алексеева. В городе действовало комсомольско-молодежное подполье во главе с Алексеем Шумавцовым. Имена юных патриотов живут в памяти людиновцев. Алексею Щумавцову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Орденами Ленина посмертно награждены Анатолий Апатьев, Александр Лясоцкий, Антонина Хотеева, Александра Хотеева. В 1960 году в городе открыт памятник героям Людиновского подполья. 11 людиновцев в годы войны стали Героями Советского Союза. В местах боев, на братских могилах воинов установлены памятники и мемориальные доски.
9 сентября 1943 года город был освобождён от фашистских захватчиков. В те дни известный поэт Павел Антокольский писал:
И ветер победы ударил в лицо,
Свободен ещё один город,
Смыкается Брянское крепко кольцо,
Фланг вражеской силы распорот.
Вдоль фронт проносится добрая весть:
«Людиново наше, Людиново есть!»
В честь освободителей в 1983 году в городе открыта площадь Победы. В центре её композиции воин-горнист, возвещающий о Победе. В память о погибших горит Вечный огонь, увековечены названия воинских частей и подразделений, освобождавших город. В Аллее Героев установлены бюсты людиновцев — Героев Советского Союза, а на мемориальные доски занесены имена тех, кто не вернулся с войны, погиб на фронте, в партизанских отрядах, в вооружённых конфликтах.
После освобождения началась работа по восстановлению города и его промышленных предприятий. Заработала электростанция, а спустя некоторое время литейные цеха дали первую плавку. К 1947 году заводы достигли предвоенного уровня. Людиновским заводом выполнялись государственные заказы по производству локомобилей, которые отправлялись в сельскохозяйственные районы, в Украину, Казахстан, на предприятия лесной промышленности, экспортировались во многие страны. Заводу на вечное хранение передано переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. На стройки в разные уголки страны поставлял свою продукцию Сукремльский чугунолитейный завод.
С 1958 года в Людинове развивается тепловозостроение. Большой вклад в решение этой задачи внес директор ЛТЗ Г.Д.Гогиберидзе. За 50 лет тепловозостроительным заводом выпущено свыше 15 тысяч маневрово-вывозных и магистральных локомотивов различных модификаций, которые отличаются высокими техническими и эксплуатационными качествами. Значительным шагом в развитие тепловозостроения стало освоение выпуска тепловозов ТЭМ7 и ТЭМ7А. Освоен выпуск другой железнодорожной техники – дизель-поездов, тягово-энергетических установок, снегоочистителей, автомотрис.
За большой вклад в развитие отечественного тепловозостроения и высокие производственные показатели завод дважды, в 1966 и 1986 годах, награждался орденами Трудового Красного Знамени. Более ста человек награждены высокими правительственными наградами. Токарю В.А.Борискину и слесарю-сборщику А.М.Субачеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Новым этапом в развитии города стало появление в Людинове ещё двух крупных промышленных предприятий – агрегатного и машиностроительного заводов. В становлении этих предприятий самое деятельное участие приняли И.С.Козлов, Н.Г.Корнюшенков, П.В.Кудрявцев, Н.С.Степаков, М.Н.Астахов. Был налажен выпуск силовой гидравлики и гидрооборудования, производились металлообрабатывающие станки с числовым программным управлением, автоматические линии для предприятий автомобильной промышленности, товары народного потребления. В настоящее время эти предприятия выпускают гидрооборудование для горно-шахтной отрасли, железнодорожную технику и многое другое. За высокие достижения в труде бригадир машиностроительного завода Т.Т.Карпов награждён орденом Трудовой Славы трёх степеней. Высокими правительственными наградами отмечен труд многих других работников людиновских предприятий.
Самое молодое предприятие – ЗАО «Завод «Людиновокабель», которое выпускает кабельную продукцию самого разного назначения. Предприятие постоянно расширяет номенклатуру изделий, наращивает объёмы производства.
Все без исключения предприятия Людинова обладают большим потенциалом для дальнейшего развития, проводят активную инвестиционную политику, внедряют современные технологии, осваивают новые виды продукции.
Семь выходцев из Людинова – в их числе П.И Ящерицын, В.И.Пляскин, Т.М.Сорокин, В.П.Лукьянов, А.Д.Морозов – стали докторами технических наук. Большую известность получило творчество нашего земляка Народного художника РСФСР, члена академии художеств Д.К.Свешникова. В городе трудятся Заслуженный врач России В.И.Петроченков, Заслуженные учителя РФ В.М.Голубева, Л.В.Гончарова, Т.А.Симакова, Л.С.Жиганова, В.М.Мишукова, Л.В.Морозова, Л.Н.Морозова, И.В.Савин, Заслуженные работники культуры И.Ф.Пронин, Т.С.Смирнова. В спорте высоких результатов добились Валентина Линькова и Игорь Исайкин.
Город имеет развитую инфраструктуру, современную сеть энергетических, газовых и транспортных коммуникаций. Имеются промышленные площадки для создания новых производств. Впереди у города и района большое будущее!